Разбираемся вместе с Надеждой Хаданович (адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»)
Только-только по всему миру отгремела «черная пятница», которая пришла к нам из США, где ею традиционно стартует сезон рождественских распродаж. В этот день принято давать большие скидки на товар, работать буквально от рассвета и до заката, чтобы распродать товар по «сладкой» цене. Данная практика была позаимствована у американцев и реализована практически во всех странах мира. Не обошла «черная пятница» стороной и Беларусь, где также проводились рекламные акции, направленные на продажу товара по сниженной цене. Правда, скидки в белорусскую «черную пятницу» обычно куда более скромные, чем в США, где они достигают 90 %.
Любопытно, что во многих странах мира дни сезонных распродаж устанавливаются на государственном уровне. Так, в десяти странах Европейского союза (Бельгия, Хорватия, Греция, Франция, Италия, Латвия, Люксембург, Португалия, Румыния и Испания) даты начала распродаж и их длительность устанавливаются и регулируются государством. Указанные меры направлены на информирование потребителей о проводимых акциях, создание равных условий для продавцов, недопущение ненадлежащих практик и нарушений.
В ЕС также есть специальная директива 2005/29/EC касательно недобросовестных коммерческих практик на внутреннем рынке в B2C-сегменте от 11 мая 2005 года. К примеру, недобросовестной практикой считается проведение распродаж под предлогом прекращения торговли (ликвидации магазина) или переезда в другой торговый объект (по новому адресу), в то время как в действительности прекращение торговли или переезд не планируются.
К слову, такого рода практики встречаются и в Беларуси. Как правило, речь идет о ликвидации, к примеру, оптовых складов и проведении распродаж в связи с такой ликвидацией, хотя в действительности никакой ликвидации склада нет и товар продается не со скидкой просто в силу того, что на него отсутствовала установленная ранее цена. Чтобы заявлять о проведении распродажи, у продавца должны иметься документальные подтверждения того, что товар без скидки стоит дороже и что по такой, более высокой, цене он когда-либо продавался (к примеру, утвержденный прейскурант цен). Часто такой уловкой о проведении «распродаж» пользуются недобросовестные продавцы верхней одежды: пальто, курток и шуб. Зачастую подобные мероприятия проводятся в отношении товара достаточно низкого качества, если на него не получены необходимые разрешительные документы, а также если сама торговля не оформлена надлежащим образом.
При этом идентичная европейскому законодательству норма в белорусском законодательстве напрямую не прописана, чем и пользуются недобросовестные продавцы.
В ЕС прямо запрещаются также ложные заявления о том, что продукт будет доступен только в течение очень ограниченного времени или только на определенных условиях в течение очень ограниченного времени, с тем чтобы добиться немедленного решения и лишить потребителей достаточной возможности или времени для осознанного выбора. Это также достаточно распространенный прием, которым пользуются недобросовестные продавцы, причем таким образом часто продается товар, который не подлежит обмену или возврату, к примеру, парфюмерно-косметическая продукция, технически сложный товар (например, бытовая техника) и т. д. К сожалению, указанные практики в Беларуси также не пресекаются, так как нет соответствующих норм в законодательстве.
Возвращаясь к вопросам сезонных скидок и распродаж, отметим, что в Беларуси каждый продавец может самостоятельно определять как размер предоставляемой скидки, так и период, в течение которого она предоставляется. Он никак не связан какими-либо нормативными предписаниями касательно периодов проведения распродаж и установления скидок. Вероятно, это одна из причин, по которой «черная пятница» в Беларуси не влечет за собой такого ажиотажа и установления низких цен на товар, так как продавец может в принципе не участвовать в акции, равно как ему может быть неинтересно устанавливать очень высокую скидку. Он вправе установить ее впоследствии в любой момент, когда аналогичных скидок не будет у конкурентов.
Любые распродажи или дни скидок рассматриваются с позиции белорусского законодательства как рекламные акции. Под рекламной акцией понимается мероприятие, проводимое в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которого все его участники, выполнившие условия, установленные проводящей это мероприятие организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки. Отсюда механика рекламной акции заключается в следующем: каждый участник получает одинаковый бонус.
Акция как рекламное мероприятие, проводимое в Беларуси, должно соответствовать ряду условий. Ее организатором может выступать юридическое лицо, ИП или представительство иностранной организации на территории Беларуси. Цель мероприятия – стимулирование реализации товаров (работ, услуг). Условия мероприятия (механика) – все участники, которые выполнят условия, получают одинаковые подарки.
В ситуации с распродажей выполнение указанных условий обеспечивается за счет того, что любой, кто совершит покупку в период срока проведения распродажи, получит одинаковую скидку на определенные товары. Сама по себе распродажа направлена именно на стимулирование реализации товаров, то есть увеличение общего количества покупок в том или ином магазине в определенный период времени.
Причем механика проведения рекламных акций является идентичной и для онлайн, и для офлайн торговли, то есть не имеет значения, как потребитель покупает товар – через интернет-магазин или в физическом магазине, принцип одинаковый: выполни условия – получи бонус. Но, так как интернет-магазин в силу белорусского законодательства – отдельный торговый объект, там могут быть не представлены те же скидки, что действуют в офлайн магазинах, или, наоборот, могут быть предусмотрены свои бонусы при совершении покупок онлайн, даже в рамках одной сети.
Акция отличается от иных видов рекламных мероприятий именно по своей механике. Кроме акций, белорусское законодательство также указывает на существование таких рекламных мероприятий, как конкурсы и рекламные игры. Ключевое отличие рекламной игры от акции заключается в том, что в результате ее проведения подарки получают либо не все участники, либо, кроме того, что подарки получают не все, они являются разными. Количество подарков ограничено, то есть заранее определено организатором, как следствие – среди участников мероприятия проводится розыгрыш, а победитель определяется, как правило, случайным образом или же победителем считается тот, кто первым выполнил условия, определенные организатором.
К сожалению, можно говорить о том, что сегодня законодательство в области проведения рекламных игр достаточно устарело, так как к мероприятию надо готовиться очень заблаговременно (желательно за несколько месяцев до фактической даты проведения) и даже опубликовать правила его проведения в печатном средстве массовой информации, а также зарегистрировать проведение игры в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Из-за сложностей с организацией и проведением рекламных игр, как правило, их проведением занимаются не сами продавцы, а профессионалы рекламного рынка – специализированные рекламные агентства. Многие компании в принципе не задумываются о наличии каких-то специальных требований и проводят мероприятия с механикой рекламных игр без их регистрации как таковой, что рассматривается как нарушение законодательства.
Важно отметить, что участниками рекламной игры могут быть только физические лица. Соответственно, на B2B-сегмент указанные правила не будут распространяться, юридическое лицо может проводить розыгрыши и пр. среди своих клиентов, также являющихся юридическими лицами или ИП. Хотя, безусловно, в B2C-сегменте подобные активности рекламного характера распространены куда больше.
Ключевое отличие конкурса от акции или рекламной игры заключается в том, что для участия в конкурсе от участника не требуется осуществления заказа, приобретения или использования товаров(работ, услуг) и (или) представления документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование. То есть конкурс сам по себе не должен быть направлен на стимулирование реализации товаров (работ, услуг), но в результате его проведения могут использоваться подарки, предоставленные определенным продавцом, заинтересованным в проведении конкурса. Примером такой активности являются проводимые на радио конкурсы на лучшее смс-сообщение на определенную тему. Победителя определяют ведущие программы, в результате чего он получает приз от партнера активности, к примеру, билеты в кино на премьеру фильма.
Оставайтесь с нами и узнавайте больше об интересных кейсах в сфере регулирования fashionбизнеса в Беларуси и мире!
Надежда Хаданович
адвокат, руководитель направления
интеллектуальной собственности
и информационных технологий
Мы живем в интересное время, когда, с одной
стороны, потребление становится все более
и более осознанным, появляется больше
экоинициатив и проектов, а с другой стороны,
ежегодно проводятся масштабные скидочные
кампании, причем как в крупных торговых
центрах, так и в магазинах поменьше, когда нужный и ненужный
товар просто сметается с полок магазинов.
Вместе с нашими юридическими партнерами
АБ «Степановский, Папакуль и партнеры»,
одной из крупнейших юридических команд в
Беларуси с уникальным опытом работы в сфере
права интеллектуальной собственности и защиты конкуренции,
мы пробуем разобраться в извечном вопросе:
скидки – это добро или неизбежное зло?
Текст: Надежда Хаданович. Фото: архив Fashion Collection, pexels.com
Fashion Collection Беларусь, декабрь-январь 2019/20, № 12 (75)