Работа на камеру

Работа на камеру 1

Если через несколько десятилетий историки опишут время, в котором мы живем, то непременно отметят, что в наш период человек стал ВИДИМЫМ.


 

Работа на камеру 2

Екатерина Сакович,
шеф-редактор Fashion Collection
тренер по дизайну голоса и раскрепощению перед камерой.
Ведущая Brands Fashion Show

Сегодня жители планеты испытывают непреодолимое желание и необходимость войти в кадр, демонстрировать свою жизнь и профессию. Для одних это работа, для других — ниточка, связующая со «здесь и сейчас». И если еще десять лет назад для записи видео люди прибегали к профессионалам из медиа­отрасли, то сегодня у нас есть возможность транслировать и создавать собственное телевидение, благодаря смартфонам и социальным сетям.

В разгар пандемии, с переходом на удаленный формат работы, многие люди впервые столкнулись с камерой: собеседования, совещания, zoom-встречи, обучение. Кто-то записал свое первое видео, и это оказалось большим испытанием. «Я не нравлюсь себе в кадре, я не понимаю, куда смотреть и что говорить, я не вижу людей». Мысли в духе «ничего не получится» мешают личному прогрессу. А вот тот, кто уже был готов, обращался с камерой умело, говорил хорошо и правильно, собрал сливки и сегодня двигается дальше. От камеры не убежишь. Ситуации, когда нужно умело входить в кадр, растут в геометрической прогрессии. Так как использовать эту возможность и обернуть ее выгодно для себя?

Работа на камеру 3

Страшно, когда не знаешь, страшно, когда не умеешь

Опыт сам по себе не приходит, его нужно получать. Вспомните свои ощущения и, может, даже легкую дрожь, когда начинали делать что-то с нуля. Первый раз сели за руль, первый рабочий день, первая поездка на велосипеде, первая встреча с ребенком. Накрывают волнение и страх сделать что-то не так — музыка в авто на минимум, чтобы контролировать происходящее на дороге, до ребенка страшно дотронуться, лишь бы не навредить. Но проходит неделя, месяц — и вы как рыба в воде. Потому что прожили, научились, освоились. Так же и с работой на камеру. Публичное выступление в целом — процесс неестественный. Выйти и заявить о себе, не имея опыта, сложно, ведь в большей степени мы привыкли быть в роли слушателя или общаться тет-а-тет. Нас этому никто не учил, а значит, требовать и предвзято относиться к себе не вариант.

Практика

Меняйте ваше «боюсь» на «хочу». Практика — единственный верный способ работы на камеру. Снимайте себя и желательно каждый день. Находите способы и возможности понаблюдать за собой (социальные сети вам в помощь). Часто ли вы снимаете себя на видео? Знаете ли, как звучит ваш голос? Как на лице проявляются эмоции? А ведь зачастую от того, что люди не знают, как выглядят, произносят «я не такая, это не мой голос, какие глубокие морщины, я в кадр — ни ногой, не хочу позориться». Чем чаще будете видеть себя со стороны, тем быстрее привыкнете к себе «новому». В зеркале ракурс один, в кадре все по-другому.

Куда смотреть? Про визуальный контакт

Бездушное «черное око», или «глазок камеры», пугает одинаково всех. Для понимания того, как реагирует на вас аудитория, одобряет ли, соглашается ли, необходим визуальный контакт. Так вы прокладываете путь доверия между собой и слушателями. Видео­формат тем и коварен, что невозможно считать обратную связь от аудитории. Что делать? Смотреть в глазок камеры. Не выше, не ниже — прямо в глаза аудитории. Так вы показываете свое уверенное и открытое отношение к ней и теме выступления. Прочь рефлексию — мысли о внешнем виде или о том, что сейчас о вас думает аудитория. Концентрируйтесь на главном — том, что говорите. Для визуалов прекрасно подойдет способ «замещения» — представления важного человека вместо камеры. Как бы он реагировал и оценил сказанное. Помните, хоть вы и не видите аудиторию, она вас рассматривает – критично и предвзято. По­этому, если вы отводите взгляд, прячете глаза, неуверенно разглядываете ботинки, все будет считано и сработает не в вашу пользу.

Куда деть руки

Я – скульптор своего тела. Телесная осознанность – важнейшая составляющая работы перед камерой. Чтобы чувствовать и выглядеть максимально расслабленно, нужно «стряхнуть» излишнее напряжение, которое формирует застывшее лицо, скованные и неестественно зажатые движения. Для этого подойдет обычная зарядка, которая запустит работу организма – кровь начнет циркулировать, доставлять кислород в мозг и мышцы, вы наполнитесь энергией, движения перестанут быть хаотичными и скованными.

Жесты привлекают внимание, поэтому они должны быть максимально естественными и расслабленными. По ним легко определить уровень стресса. Вы можете не произнести ни слова, а аудитория за считанные секунды считает ваше волнение и не даст вам шанса. Зачем вы тратите чужое время на то, чего делать не умеете, — оправданная реакция. Помните, если научитесь контролировать свои эмоции, всегда сможете расположить к себе и вызвать доверие.

Старайтесь записывать видео стоя. Так вы сможете свободно жестикулировать и двигаться. Не опирайтесь, не держитесь руками за стол, шкаф или стену. Стойте ровно, перенося вес с одной ноги на другую. От положения сидя лучше отказаться: стол будет мешать вам взаимодействовать с аудиторией.

Как не растекаться мыслию по древу, или структура выступления

Чтобы выступление было максимально эффективным, приносило пользу слушателям, нужно готовиться. Так будет проще вам и окружающим. Публичное выступление – это фактор стресса, не нужно надеяться на дар божий и красноречие в ключе «что-нибудь по ходу придумаю». Так не работает. Вас может отвлечь пролетающая за окном птичка, вбежавший в комнату ребенок, неприятный комментарий во время прямого эфира. И тогда может «случиться пустота». Потому что нет структуры, маркеров, на которых базируется выступление. Как следствие, нервное мычание, отсутствие логики, потеря мысли, запинки, молчание – все это скажет о неопытности. Неумение доносить информацию, контролировать речь, использование слов-паразитов – снимает баллы.

Чтобы выступление получилось легким и запоминающимся, заинтересуйте и себя. Прочитайте по вашей теме что-то новое, чем хотелось бы поделиться с аудиторией. Когда вы зажигаетесь сами, вам становится комфортно и волнение уходит. Камера – это прекрасный инструмент, который может помочь побороть внутренние страхи, найти свои сильные стороны, познакомиться с собой и – приятный бонус – помочь в достижении целей.
_______________________

Текст: Екатерина Сакович Фото: Архив Fashion Collection

Fashion Collection Беларусь, май-июнь 2022, № 5-6 (93)

Нам важно ваше мнение
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0


Подписывайтесь и получайте первыми наши новости

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Смотрите также