Ольга Кардаш – одна из самых известных белорусских дизайнеров, а ее знаменитые «аисты» Kardash иностранцы покупают как сувениры наряду со льном и этносувенирами ручной работы. Мы поговорили с ней о последней коллекции и «аистозависимости». Говорят, она не лечится
Fashion Collection: Давай поговорим об аистах. Почему аисты для тебя – бесконечный источник инспирации? Они неразрывно связаны с твоим брендом и стали темой новой круизной коллекции.
Ольга Кардаш: Первые «аисты» явились мне, когда я рисовала коллекцию на тему свободы и была в поисках ее символа. Я могла бы выбрать любую птицу, так как большинство из них у всех ассоциируются со свободой, но в итоге остановила выбор именно на той, которая близка мне. И аист как раз такая птица, связанная с детством, воспоминаниями о бабушкиной деревне с ее бескрайними просторами. Первые отзывы об «аистах» были такими: «Оля, класс! Ты сделала коллекцию на белорусскую тему!» Поначалу я очень отвергала эту идею: «Почему сразу Беларусь? У меня совсем про другое!» Потом поняла, что нужно перестать отторгать ее, так как в любом случае у каждого человека при знакомстве с той или иной коллекцией будут возникать какие-то личные ассоциации. Аист – это что-то родное и близкое каждому белорусу, вид этой птицы, летящей в небе, завораживает. Выбор такого декора стал моим взлетом и открыл глаза на то, что я все в этой жизни делаю правильно. Благодаря «аистам» я нащупала свою аудиторию.
F.C.: Это уже не первое поколение «аистов» в рамках бренда Kardash. Тебе когда-нибудь приходилось сталкиваться с критикой в свой адрес: мол, опять аисты, когда ждать новых идей?
О.К.: Друзья шутят надо мной: «Опять аисты? Удивила!» А вот из клиентов в глаза никто никогда не критиковал. Наверное, многих людей я не удивляю, но это не моя цель. На самом деле «аисты» – это хит, на них всегда есть спрос, и отказываться от них было бы глупо. Я могу хоть каждый год перевыпускать эту коллекцию, предыдущая будет обнуляться и заменяться новыми «аистами». Самая большая для меня радость, когда люди после своего первого «аиста» возвращаются за следующим. У них начинается «аистозависимость». Я тоже очень люблю «аистов», и в будущем мне бы хотелось сделать большую выставку-ретроспективу, посвященную всем коллекциям. Они все разные и крутые. В начале своей карьеры я поставила перед собой задачу – придумать стильную одежду на каждый день. Вот ты сейчас в байке, я в байке.
И основная масса людей носит подобные вещи. И мне как дизайнеру хотелось подарить им такую возможность – выглядеть круто всегда, пускай и в повседневных образах, при этом не загружая себе голову сложной одеждой. Вот кимоно из последней коллекции Kardash Cruise’19 для основной массы людей – это уже сложная одежда, нужно думать, куда ее надеть. Наверное, мало кто ожидал от меня таких образов, и мне удалось поразить зрителя.
F.C.: Как ты придумываешь новых «аистов»? Расскажи, в частности, о последней коллекции.
О.К.: Я всегда работала на базе трикотажа: «аисты» побывали уже и на свитшотах, и на платьях от Kardash. Делала я коллекцию с поло и рубашками. Однако мне мало просто обозначить вещь «аистом» – необходимо сделать такое изделие, которое станет чем-то большим, чем одежда. Так и случилось с круизной коллекцией. Мне хотелось выпустить кардинально новый ассортимент. Я увидела в сети фото из стритстайл-хроники, на котором была изображена девочка в кимоно и «мартинсах». Она меня и вдохновила.
F.C.: Как твоя команда готовилась к показу? Как вы себя чувствовали, когда презентацию пришлось перенести из-за пожара в здании «Горизонта»?
О.К.: Когда я придумала новые модели, то поняла, что лукбуком здесь не обойдется. Они достойны большего. До презентации мы собрались небольшой командой и сняли кампейн и ролик, часть съемок проходила в той самой бабушкиной деревне, где я впервые увидела аистов. Какие-то силы не дали нам справиться за день: съемка разделилась на две части. Погода испортилась, начался дикий дождь. Это был знак! Потом и показ пришлось провести только со второго дубля. Досняли ролик тоже не без приключений. Одна из жительниц деревни, дом которой все стараются обходить стороной из-за ее сложного характера, повредила машину наших ребят. Надо было им припарковаться именно у ее дома и сфотографироваться у стога сена! Будь я с ними, такого, конечно, не случилось бы, а так пришлось вызывать ГАИ. И вот так же у нас начался показ. Я задумала себе перфоманс, так как еще со студенческих лет вдохновлялась шоу Александра Маккуина. Он всегда делал больше, чем просто показы. Во время подготовки к своей презентации я испытывала трудности с поиском площадки. Хотелось сделать показ на крыше, но не удалось договориться с арендаторами. Это всегда больно, когда картинка в твоей голове не совпадает с реальностью и ты не можешь целиком передать зрителям свою задумку. В итоге выбор пал на «Песочницу», и я рада, так как, мне кажется, что нам удалось передать концепцию перфоманса – симбиоз азиатских и белорусских мотивов. Отсюда чайная церемония и рэп на мове. Помню, как позвонила Ане Ждановой и сказала, что нам нужен белорусский Канье Уэст. И она его нашла, хоть и не сразу. Оказалось, что рэперы – это очень закрытая тусовка. Сначала выступать должны были двое, однако из-за переноса показа остался только один Виталик Рыжков, но он был на высоте. Кстати, он еще и поэт. Гроза девичьих сердец! (Смеется.)
F.C.: Можно заметить, что сказочные героини – инспирация многих твоих коллекций («Алиса», «Ундина»). А какие образы вдохновляют тебя в реальной жизни?
О.К.: Выбор героини для меня принципиально важен. Она задает тему не только коллекции, но и концепции показа, и антуража вечеринки в его честь. В реальной жизни меня вдохновляют такие девочки, как ты. И разные персонажи, за которыми я слежу в инстаграме. В Минске много вдохновляющих девочек. На своем показе я это ощутила: обвела глазами гостей и увидела, как много классных девушек собрались в один день в одном месте. И ты их всех знаешь, и не из инстаграма, а лично! Меня вдохновляют мои клиентки. Все они из самых разных сфер, и каждая выглядит, как богиня. Я после примерок будто в космосе, от разговоров с клиентами у меня жизнь переворачивается каждый день. Они и есть вдохновение в чистом виде, люди, заполняющие мои мысли в течение дня.
«Меня вдохновляют мои клиентки. Все они из самых
разных сфер, и каждая выглядит, как богиня»
F.C.: Помимо моды, ты увлекаешься бегом. Скажи, было бы тебе интересно запустить спортивную линию Kardash?
О.К.: В рамках бренда – нет. Но мне было бы интересно поучаствовать в тендере олимпийской спортивной формы. Не знаю, будет ли у меня когда-нибудь такой шанс, но я бы очень хотела. Сделать форму для сборной – это почетно и было бы честью для меня.
F.C.: Ты преподаешь в Институте современных знаний, общаешься с будущим отечественного дизайна. Как, по твоему мнению, сегодня заявить о себе начинающему дизайнеру?
О.К.: Недавно я выступала на мероприятии и рассказывала о своем пути – от первого показа до продаж. Я четко обозначила, что самый крутой (но и самый затратный) вариант – делать свой независимый показ. Одежда на вешалке не вызывает эмоций, ты влюбляешься в образ, поэтому fashion-шоу так важны. Однако для молодого дизайнера делать свое мероприятие не лучший вариант. Придется очень сильно вложиться, чтобы к тебе пришли фотографы, пресса, нужные гости. Имя решает все, когда у тебя его нет, никто не придет. Поэтому начинающим лучше стартовать на проекте, где присутствие прессы гарантировано. На мой взгляд, сегодня лучшая площадка как для молодых, так и с дизайнеров с именем – это Brands Fashion Show.
F.C.: Планируешь ли ты выпустить коллаборацию с кем-то из крупных игроков индустрии легкой промышленности?
О.К.: Мне поступали предложения, но пришлось отклонить их. Так как я в топе белорусских дизайнеров, крупные предприятия звали меня на должность креативного директора, а это полноценная работа, требующая времени и сил. Условия контракта об этом не кричали, но я понимаю, что это сотрудничество обернулось бы в ущерб моему бренду. Kardash – это я, и я не хочу гробить то, что выстраивала всю жизнь.
F.C.: Если бы к тебе пришли, например, из Mark Formelle и предложили выпустить коллаборацию с «аистами», согласилась бы?
О.К.: «Аистов» не отдам ни за какие деньги! А вот разработать что-то вместе в рамках наших брендов – с удовольствием.
_______________________
Текст: Анастасия Карасёва. Фото: Анна Таразевич, Алина Михалкович
Fashion Collection Беларусь, июнь 2019, № 06 (70)