Недавно в Минске и Гомеле начался прокат подростковой драмы «II» («Два») от белорусского режиссера Влады Сеньковой. Это ее вторая полнометражная работа, которая собирает отличные отзывы зрителей и подкрепляет мнение о том, что белорусский кинематограф переживает духовный подъем
Долгое время все делали вид, что белорусского кинематографа как будто не существует, но за последние несколько лет появилось много молодых режиссеров, которые меняют представление белорусов о «своем» кино. Это Юлия Шатун (победила с фильмом «Завтра» в национальном конкурсе «Лiстапада-2017»), Дарья Жук (сняла «Хрусталь» – хит минского проката, первый кандидат на «Оскар» от Беларуси за 20 с лишним лет), Никита Лаврецкий (гений жанра мамблкор – «Белорусский психопат», «Любовь и партнерство»), Алексей Полуян (недавно его «Озеро радости» номинировали на европейский «Оскар») и, конечно же, Влада Сенькова. Заметили, сколько женских имен? Белорусский кинематограф не просто жив, но еще и идет в ногу со временем, пока в Голливуде в очередной раз сокрушаются о том, как мало возможностей у женщин-режиссеров.
«Ажиотаж на белорусское кино, безусловно, произошел благодаря Дарье Жук. И фильм «Завтра» Юлии Шатун тоже привлек публику. Но так называемая волна нового белорусского кино не происходит благодаря одному фильму или одному году. Это все идет постепенно», – поделилась с нами своими мыслями Влада.
Премьера фильма «II» прошла осенью на Варшавском кинофестивале (одном из крупнейших кинофорумов наряду с Каннским, Венецианским и Берлинским), где получила особое упоминание жюри и путевку в большую жизнь: «Этот новый кинематографический голос из страны, слабо представленной на мировой сцене, потряс нас своим смелым, отважным и свежим рассказом истории, которая обращается к жестокой реальности социальной изоляции».
режиссер картины Влада Сенькова с соавтором Александром Лесько
Герои фильма – 10-классники из небольшого города, обыкновенный школьный мир которых внезапно потрясает одна новость, из-за чего все страхи и предрассудки вылезают наружу. Сюжет на экране имеет чисто художественный характер, но может показаться, что там есть налет документалистики. Эта иллюзия создается потому, что Влада сумела вместить в довольно скромный по меркам полного метра хронометраж, 60 минут, много узнаваемых слабых мест нашего общества. Перед нами не просто фестивальное кино, а острый диагноз необразованности и невежества нашего человека, для которого любая турбулентность знаменитой белорусской стабильности сравнима с Армагеддоном.
Сама Влада комментирует: «Это абсолютное желание высказаться, потому что в Беларуси очевидно проявление всякого рода ксенофобии. И мы хотели, чтобы этот фильм поднял вопросы, которые очень расстраивают в нашей стране: нетерпимость в любом ее проявлении, ненависть к тем, кто чем-то отличается, отсутствие сексуального образования и заскорузлость школьной системы».
Также в фильме появляется вечная тема о поиске одного языка между поколениями. В этом плане особенно показательна сцена разговора матери с сыном, где одно известие резко сменяется другим (оба – вне стандартных рамок), оставляя представительницу старшего поколения в полном ужасе. Не пропустите: этот момент, как говорится, и смех, и слезы. «Я часто об этом думаю и боюсь: неужели я тоже стану такой. Разрыв между поколениями будет всегда, но вопрос в том, что любить ближнего, любого, – это наша святая обязанность. И поколения тут ни при чем», – заключает Влада.
Режиссер призывает открыто говорить на неудобные темы, почему-то до сих пор находящиеся под неким запретом. Поэтому аудиторию своего фильма Влада определяет обширно: «Это абсолютно семейное кино. Просто не такое американское кино, где мы все едим попкорн, радуемся и пьем глинтвейн. А кино, которое можно посмотреть вместе с родителем, если он достаточно современен. Или каждый посмотрит его по отдельности и что-то для себя вынесет».
_______________________
Текст: Анастасия Борсук . Фото: Павел Кричко