Покажите мне одежду страны, и я напишу её историю. Французский писатель Анатоль Франс был прав: внешний вид граждан отражает происходящие в государстве события. Мы решили вспомнить, как самые суровые времена отражались на моде и фэшн индустрии
Мода и война — антагонисты: первая творит, вторая уничтожает. Первая дает веру, вторая — ее же забирает. Тем не менее манера красиво одеваться оставалась лучиком надежды даже в самые страшные времена. Война всегда шагала рядом с фэшн-индустрией: достаточно вспомнить гусарскую форму или одежду мушкетеров при Людовике XIV. Кстати, тенденции прошлого периодически всплывают на показах и в наше время.
Например, Джон Гальяно посвятил коллекцию весна-лето 2020 патриотизму и героизму людей, участвовавших во Второй мировой. Дизайнер представил на подиуме форму медсестер и солдат, образы француженок-партизанок и агентов спецслужб в современном прочтении. Вряд ли Гальяно подозревал, что наступил пандемия или другие события. Тогда он вдохновился силой воли наших предшественников на войне.
Тысячу лет назад
В период между 1914 и 1918 патриотичная и простая мода была “общенациональной задачей”. Тогда трендом считались короткие стрижки, платья-пальто и шелковые ткани. Следует заметить, что Первая мировая война не критично ударила по фэшн индустрии: Дома мод работали, женщины носили новинки от кутюрье и активно читали журналы.
Кстати, платья-пальто “дожили” до наших дней.
Во время войны и лишений сокращалось население, в частности мужчин. Прекрасная половина человечества начала бороться за политические права и возможность обеспечивать себя самостоятельно. В женском гардеробе стали преобладать брючные и спортивные костюмы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Болезни также повлекли за собой изменения: во время эпидемии испанского гриппа защита на лицо стала необходимой частью гардероба. Журналы мод советовали подбирать прообраз современной маски под цвет шляпки. Кроме того, в период испанки перчатки носили и женщины, и мужчины. Это было обусловлено не столько правилами этикета, сколько эпидемиологической обстановкой.
После Первой мировой войны, кстати, появилось знаменитое “маленькое черное платье” от Коко Шанель. Оно появилось именно из-за послевоенного дефицита ткани, и стало символом перемен.
Вторая волна
Следующая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Дизайнеры останавливали свою деятельности совсем или же мигрировали в Штаты, чтобы продолжать творить. Во многих странах, например, Англии вводили нормы потребления, для одежды в том числе — ее можно было получить только по карточкам. Производство гражданской одежды в принципе остановилось: изготавливали только военную форму и прочие атрибуты для борьбы.
Такие обстоятельства значительно упростили женский костюм и заставили модниц тех лет изобретать самим. Из-за острой нехватки материалов использовали все, что попадалось под руку: из сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.
Так, в женский гардероб проник мужской стиль. Леди носили широкие плечи, прямые пальто и юбки. Одно оставалось неизменным — девушки подчеркивали осиную талию как символ хрупкости. Кроме того, была мода на “одно-единственное” платье, которое носили по всем случаям, а в качестве разнообразия использовали аксессуары. Из продажи исчезли шпильки, вместо шляп использовали обычные платки, а косметику заменяли подручными средствами.
“Девушки с ферм”
Женщины взялись за те занятия, которые раньше считались мужскими или не подходящими для леди: выполняли сельскохозяйственные работы и водили тракторы. Пропагандистские лозунги в СССР, например, призывали “Копать для победы”. В 1942 году для женщин и пожилых мужчин, которые уже не могли сражаться на войне в силу возраста, стали массово производить одинаковую рабочую одежду — комбинезоны и плотные брюки.
В Западной Европе и Северной Америке на пике моды был тюрбан. Сооружали его из самых разнообразных материалов: ткани, платков и шарфов. Повязывали его, к слову, разными способами — кто как умел.
“Жидкие” чулки
В преддверии Второй мировой появились нейлоновые чулки. И они стоили вдвое дороже аналогов из натурального шелка. Однако в скором времени начались бои: и шёлк, и новомодный нейлон объявили стратегическим сырьем. Кроме того, проводилась патриотическая кампания по сбору использованных чулок для нужд фронта: в магазинах стояли специальные стенды, куда патриотичные модницы приносили свои изделия.
Обычный предмет одежды стал редчайший дефицитом, при этом ходить с голыми ногами считалось неприличным. Поэтому модницы нашли нетрадиционный выход из ситуации — “жидкие чулки”. На ноги наносили обычную краску, а сзади рисовали карандашом линию, имитируя шов.
Нью Лук
В 1947 году Кристиан Диор сделал революцию в мире послевоенной моды. Он представил платье “New Look”, которое вдохновило жизнь в фэшн-индустрию и сердца женщин. Выглядело это как силуэт песочных часов: округлые бедра, покатые плечи и осиная талия. Длина платья была ниже колен, чаще закрывала икры, лиф облегал фигуру. Дополнительный атрибут — элегантная шляпка и платок на шею.
Хиппи
В противовес военному серому, черному и коричневому цвету во времена вьетнамской войны появлялись яркие принты, светлые тона и разные цвета. Так распространялось движение хиппи, которое буквально кричало “мир и любовь”.
Камуфляжные ткани остаются в топовых рейтингах и сейчас. Чаще они даже не ассоциируются с военной формой, потому что стали настолько привычными. Однако страшно становится, когда это “привычное” использую по назначению.
Совет: при любых обстоятельствах не забывайте, что мода — это красота, а красота спасет мир.
_______________________
Текст: Виктория Коноваленко Фото: behance.net, tr.pinterest.com, instagram.com, pinterest.ru, dior.com